Структурное подразделение "Центр по оказанию помощи семье и детям"

Профилактика постстрессовых состояний у детей

Первое и главное - доступ детей к травмирующей информации должен быть ограничен. Не стоит смотреть видео и бурно обсуждать происходящие зверства в присутствии детей. Они могут не до конца понимать все тонкости политики, но они очень чётко секут, что родители нервничают и напуганы. У ребёнка ещё нет достаточных ресурсов самому справиться с этой ситуацией и взрослые родственники - его главная опора. Это не значит, что нужно скрывать от ребёнка свои чувства, напротив, но это значит, что стоит обращать внимание, не следит ли пара испуганных глаз за оживлённой дискуссией на кухне.

Разговаривая с маленькими детьми, опуститесь пониже или сядьте на корточки, чтобы ваши глаза были на уровне глаз ребенка.

Помогайте детям школьного возраста вербализовать их чувства, эмоции, опасения и вопросы с помощью простых обозначений распространенных эмоциональных реакций (например, грустный, испуганный, обеспокоенный). Не используйте слова, обозначающие эмоции крайней интенсивности, как «ужасающий», потому что это может увеличить степень испытываемого ребенком дистресса. Например, «ты напуган, ты грустишь, ты злишься». Нормализуйте эти эмоции - «это нормально злиться, что ты не можешь выйти сегодня на улицу, давай придумаем какую-нибудь игру дома».

Помните, что ребенок может проявлять речевую и поведенческую регрессию. То есть вести себя как более младшая версия себя: опять начать писаться, отказаться есть самостоятельно - это нормальная реакция, всё вернётся в норму когда ребёнок адаптируется и стресс уменьшится. Не стоит ругать его за это.

Поддерживайте привычный режим дня ребёнка насколько это возможно. Чем больше хаоса вокруг, тем важнее маленькие ритуальчики - они дают детям ощущение безопасности. Еда по расписанию, колыбельная или сказка перед сном, любимая мягкая игрушка на ночь, утренняя зарядка/умывание - не важно что, главное привычное и постоянное - дают чувство стабильности.

Объясняйте, что происходит простыми словами в соответствии с возрастом ребёнка. Если ребёнок спрашивает - отвечайте. Давайте понять, что вы защитите малыша и всё закончится хорошо. Например «В нашей стране сейчас непростое время, такое бывает, когда люди хотят поменять правителя, а он не хочет уходить. Я буду рядом с тобой и не дам тебя в обиду, скоро это всё закончится».

Ребёнок не знает, что кризисы случаются и (главное!) что они заканчиваются. Мы и сами-то забываем об этом. Важно объяснить, что кризисы бывают в жизни, они конечны и с ними можно справиться. Если удастся донести эту позицию - это будет ценный подарок ребёнку в его дальнейшей жизни.

Телеграм-канал ПостТравма

Дата создания: 20-01-2021
Дата последнего изменения: 20-01-2021
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: